Этнический туризм сегодня — это модно. И в отличии от многих других временных помешательств человечества, увлечение этникой — здоровое и, однозначно, полезное явление. Сегодня закоулки России — её провинции, типа Мордовии — являются «терра инкогнита» не только для иностранцев, но и для самих Россиян. Более того, для многих жителей Саранска — деревянные избы — настоящая экзотика. А значит, настало время открыть для себя уникальный и богатый мир мордовской национальной культуры.


Село Старая Теризморга

В с. Старая Теризморга находится один из самых известных мордовских культурных центров − Мокшанский центр национальной культуры, который начал работать в 1992 г. В 2007 г. в селе создали этнографический музей под открытым небом под названием «Крестьянская усадьба», где воссоздан быт сельских жителей, представлены вышивки, национальные костюмы и изделия прикладного творчества из других районов республики. Гостей здесь встретят старинными мокшанскими песнями. Ведь местный народный хор побывал с концертами в Венгрии, Финляндии, Эстонии. На память о посещении можно приобрести изготовленные здесь же изделия народных промыслов. Гостеприимные хозяева предложат вам блюда традиционной мокшанской кухни: знаменитые пшенные блины, слабоалкогольную «позу».

Село Подлесная Тавла

Многие уверены, что именно здесь живут лучшие в Мордовии резчики по дереву. Визитная карточка этого эрзянского села — тавлинская игрушка, со своим, особенным колоритом. Обращаться с деревом детей здесь учат сызмальства. В селе работает Подлесно-Тавлинская экспериментальная детская художественная школа. Есть и школьный музей, в котором выставлены как игрушки, так и изготовленные здесь же музыкальные инструменты. Если очень повезет, или заранее об этом позаботитесь, есть шанс попасть на фестиваль ландшафтной скульптуры по эпосам финно-угорских народов «Раськень ойме» («Душа народная»), который проходит в Подлесной Тавле.

А 6 сентября здесь ежегодно проходит фестиваль народной песни «Торамась терди». Место его проведения выбрано неслучайно. Именно здесь в свое время жил Владимир Ромашкин, основатель ансамбля «Торама». В Доме-музее «Этно-Кудо» им. В. И. Ромашкина собраны предметы быта эрзян. А забор украшен разноцветными ленточками. Каждая из них — память о госте, побывавшем здесь. Не забудьте привязать и свою.

Село Урусово

А вот скажите, сколько в России музеев валенок? Четыре. И один из них находится на севере Мордовии, в с. Урусово Ардатовского района. Этим ремеслом местные жители занимаются уже не одну сотню лет. В селе создан музей, как памятник традиционному промыслу местных эрзян. Конечно, все экспонаты ими и выполнены. От валенка большого размера, в котором свободно может уместиться ребенок, до крошечных валеночек, служащи женскими сережками. Кстати, здесь же можно сделать и заказ на изготовление валенок. Мастера их могут выслать по почте. Совсем скоро в селе откроется еще и этноцентр, где его гостям предложат мастер-классы по изготовлению этой нестареющей обуви, ночевку в сельском доме с дегустацией как национальных блюд. В частности, традицией Урусова стало возрожденное «Окликание молодых жен» (Одирьвань ютамо). А еще неподалеку от Урусова находятся родина скульптора Степана Эрьзи и пушкинское Болдино.

Село Вадовские Селищи

Окрестности этого мокшанского села в Зубово-Полянском районе каждую весну становятся местом проведения праздника «Акша Келу», на который съезжаются по 10-15 тыс. человек со всей России. «Акша Келу» — праздник земляков, которые не забыли свою родину. Но мы можем с уверенностью сказать, что там будут рады всем, желающим глубже понять душу мордовского народа. Богатое угощение, песни и танцы — обязательная, но далеко не главная часть праздника. Основное здесь — старинная борьба на поясах. Сопутствуют ей соревнования и показательные выступления представителей других видов спорта: от мотогонщиков до парашютистов. Дата проведения праздника традиционно приурачивается к христианской Троице.

Село Чукалы

Раськень Озкс: окунаемся в дохристианские, ритуально-обрядовые, финно-угорские времена. Этот праздник, моление эрзян своему богу — Инешкипазу, удалось возродить в Большеигнатовском районе после 370 лет забвения. Соответственно, и все обряды как в старину. Начиная от сигнала трубы-торамы и зажжения огромной ритуальной свечи «Раськень штатол» до трех ритуальных борозд, которыми опахивают курган. Даже угощение здесь ритуальное: кроме традиционных национальных блюд и напитков — похлебка из мяса быка, принесенного в жертву. Разумеется, предусмотрены культурная и спортивная программа. Но главное на этом празднике — попытка возродить дохристианские традиции эрзян и поклонение предкам. Не случайно же местом его проведения выбраны окрестности с. Чукалы, где по преданию похоронены несколько тысяч воинов, погибших в битве с ногайцами.

 

ИА «МордовМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.