Коллапса в «автогражданке» удалось избежать, но кризис не преодолен. Стагнация на рынке автострахования началась еще в прошлом году, что повлекло за собой уход из регионов ряда надежных страховых компаний. На фоне ухудшения общей экономической ситуации в стране, сложности в ОСАГО грозили переходом в системный кризис. В октябре 2014 года в связи с существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО Центробанк утвердил увеличение на 23–30 % базового тарифа, который до этого ни разу не пересматривался.
«Если бы этого не было сделано, — считает глава экспертного совета по страховому законодательству Государственной думы РФ Александр Коваль, — рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».
Тем не менее, проблема убыточности ОСАГО остается актуальной, сохраняются тенденции по сворачиванию бизнеса страховыми компаниями в ряде регионов.
«Безусловно, корректировка тарифа, предпринятая ЦБ в некоторой степени выровняла ситуацию. Однако почти в половине регионов страны ОСАГО остается убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке полисов ОСАГО. Стремясь минимизировать издержки, страховщики продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы, практику сокращения продаж полисов, — считает Саид Гафуров, научный руководитель Исследовательского центра "ВВП". — Стремление страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что в свою очередь ведет к усилению конкуренции с «серыми» и «черными» страховщиками (особенно в регионах)».
Как считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, большая часть россиян позитивно относится к ОСАГО, и считает его необходимым продуктом. «Это данные нескольких социологических опросов, исследовавших отношение автовладельцев к «автогражданке», – отметил г-н Журавлев. — Однако экономические проблемы, которые есть в ОСАГО, снижают доверие людей к этому институту. Во многих регионах страны страховщики по-прежнему стремятся сократить свое присутствие, а страдают от этого в конечном итоге люди».
По мнению аналитиков, возобновление государством программы утилизации будет способствовать повышению объема продаж недорогих автомобилей и, как следствие, приведет к росту количества проданных полисов ОСАГО.
«Данные летних социологических опросов демонстрировали, что решения проблем с ОСАГО 95% респондентов ожидали от центральных органов власти, в том числе от Центробанка, — отметил Дмитрий Журавлев. – Рынок ОСАГО еще не полностью стабилен, но коллапса избежать удалось. Это совершенно точно. Согласно данным ВЦИОМ и Ромир, причину роста цен на «автогражданку» россияне видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в инфляции. Судя по тем же опросам, они были готовы даже «голосовать рублем», были готовы к повышению тарифа, лишь бы ОСАГО оставалось в их регионах. Рост тарифов не вызвал вопросов со стороны автовладельцев как раз потому, что они могут оценить ситуацию в стране в целом; видят, что трудности с ОСАГО, перебои с «поставками» полисов в ряде регионов были вызваны объективными экономическими причинами».
ИА «МордовМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.
Автор: ИА "МордовМедиа"
Рубрики: Авто