Все мы были когда-то подростками и проходили через этот возраст, полный противоречий с собой и окружающими. Время протеста, острого поиска своего места в обществе. Подросток ищет место, где он не будет чувствовать себя одиноким, где есть единомышленники, с которыми можно говорить на одном языке. В группе снижается чувство тревоги. Активный поиск себя и реализации своих способностей объединяет молодежь в различные неформальные сообщества, которые называют субкультурами.

Всем известны такие субкультуры, как рэперы, рокеры, байкеры, фрики, стиляги, милитари, скинхэды или хиппи. Также есть и новые молодежные культурные явления, появившиеся не так давно — это грандж, рейверы, анимешники.
Их множество, и все они — порождения жизни в большом городе.

Присоединившись к какому-либо сообществу, молодые люди начинают носить похожую одежду, разговаривать на своем сленге, слушать одну музыку, совершать специфические практики и ритуалы, и вести себя так, как принято в этой среде.
Разберем пример одной из современных молодежных субкультур — аниме. Это относительно новое явление для России и потому малоизученное.
Так называемые «анимешники» — это поклонники японской анимации (аниме) и японских комиксов (манга). Проводя за просмотром аниме все свое свободное время, они готовы тратить деньги и усилия на все, что связано с миром японской мультипликации.
В этой среде принято коллекционировать видеозаписи с аниме, манги, видеоигры на эту тему, различные атрибуты: фигурки любимых персонажей, аксессуары с аниме-символикой и прочее.

Тех, кто полностью подчиняет свою жизнь служению культуре аниме, называют «отаку». Они, по сути, живут в своем параллельном мире, вне времени и пространства.
Однако фанатов, экстремально преданных аниме, не так много. По данным опросов, большая часть поклонников этой субкультуры ограничивается просмотром японских мультфильмов на сайтах вроде http://narutoplanet.ru/other-anime, чтением манги, прослушиванием японской музыки, посещением сайтов и форумов, связанных с аниме.

Те же, кто чувствуют тягу к большему погружению в аниме, изучают японскую культуру, историю, и даже язык, пытаются рисовать в японском стиле, и посещают специальные тематические вечеринки, где сюжеты сериалов и мультфильмов разыгрываются в виде костюмированных представлений. Такие собрания называются «косплей», от английского «costume play» (костюмированная игра).
Внешне представителей «аниме» в толпе узнать не просто, у них не существует единого «дресс кода». Более половины представителей данной субкультуры никак не проявляют свои причастность к ней в одежде, а остальные делают это с помощью разных символов и аксессуаров (значки, сумки с рисунком, кошачьи ушки на ободке), либо с помощью специфической прически или цвета волос.
Что касается сленга, то в их речи часто присутствуют японские слова, употребляемые в обыденной жизни: они могут здороваться словом «охаё», вместо «спасибо» говорить «аригато» и так далее. По данным опросов, специфические слова употребляют в речи более 85% анимешников, при этом около 60% отметили, что используют сленг редко, и только в своей среде.

В целом, поклонники аниме не стремятся дистанцироваться от общества, не мешают другим, а просто живут в своем мире, создавая искусственный комфорт. И в этом они подобны многим другим молодежным субкультурам.
Однако, несмотря на свой игровой характер, такие культуры все-таки играют в формировании общества большую роль, ведь общаясь и живя в таком сообществе, молодые люди приобретают жизненный опыт. И этот опыт такой же реальный, как и тот, который приобретается в любой другой социальной деятельности — учебе в школе, на работе, в путешествиях, в спорте или в семье.

Почему же возникают субкультуры?
Самой распространенной является точка зрения, что субкультура возникает тогда, когда вырастает новое поколение молодых людей, которые не могут найти себя в старых нормах и стереотипах общества. Они не принимают ту идеологию, которую им предлагают родители и находятся в состоянии постоянного конфликта. Объединяясь с себе подобными, находя отдушину в каком-то увлечении, они примиряются с миром и с собой, ощущая комфорт в искусственно созданном мире.

Сторонники марксистской теории не согласны с этим, считая, что дело вовсе не в противостоянии поколений. По их мнению, так себя проявляют противоречия капиталистического общества. Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта.
Еще одна точка зрения заключается в том, что субкультуры возникают естественным образом для регулирования интересов и удовлетворения потребностей молодежи. И нет в этом никакого конфликта.

В одном все согласны, молодежные субкультуры — это огромный яркий мир, наполненный разнообразными оттенками жизни. Вглядываясь в их представителей, пытаясь их понять, мы тем самым лучше узнаем самих себя и своих детей. И при встрече с ними в реальной жизни мы сможем улыбнуться, а не испуганно или равнодушно пройти мимо!

ИА «МордовМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.