В январе-феврале 2015 года специалисты «Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» провели социологический опрос. Цель опроса — исследование финансовой грамотности населения и включённости в кредитно-финансовые отношения.

Участниками опроса стали 230 человек, которые были разделены на несколько групп в зависимости от пола и возрастной принадлежности: 17-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, старше 50.

Из всех опрошенных около 70% ни разу не оформляли кредит на потребительские цели. 30% опрошенных оформляют кредит примерно раз в год, причём большинство из них — женщины в возрасте 30-50 лет.

Определяющим фактором при заключении кредитного договора для 12% опрошенных являются условия выдачи кредита (среди женщин — 9%, среди мужчин — 12%). На надёжность банка смотрит большинство респондентов (около 33%, среди мужчин 36%, среди женщин — 31%). Процентная ставка и собственные финансовые возможности оцениваются респондентами как важные факторы, однако уступают надёжности банка — 27 % от всех участников опроса. Заметна тенденция увеличения фактора надёжности банка с возрастом.

Часто кредитные организации при подготовке кредитного договора некоторые условия прописывают мелким шрифтом. Как показали результаты исследования, только 58% опрошенных изучают все без исключения условия договора, в том числе примечания и приложения.

В связи с невнимательным подходом к условиям договора многие сталкиваются с нарушениями их прав. При этом не все осознают эти нарушения. Это подтверждает социологическое исследование по финансовой грамотности населения, проведённое год назад: 72,4% опрошенных предполагали, что требование банка застраховать свою жизнь и здоровье как условие выдачи кредита является правомерным, хотя это противоречит закону.

По результатам исследования 2015 года хотя бы раз с нарушениями сталкивались около 25 % опрошенных. Самыми распространенными нарушениями стали непредставление полной и достоверной информации об услуге кредитования (25%), включение условий обязательного страхования жизни и здоровья (17%) и нарушение порядка погашения задолженности (12%).

В случае нарушения банком прав потребителей 36 % опрошенных никуда не обращались. 25% респондентов обращались в суд. Часто потребители прибегают к мирному урегулированию конфликта, обращаясь с претензией в банк — 27 %. Около 10% опрошенных обращались или собираются обратиться в Управление Роспотребнадзора по РМ. Мужчины в большинстве стремятся к восстановлению нарушенных прав и только 16 % опрошенных мужчин не обращались никуда. Среди женщин же 44 % не обращались и не собираются никуда обращаться.

На вопрос, были ли восстановлены права потребителей финансовых услуг, респонденты ответили утвердительно в 30% случаев. Частично были удовлетворены требования 17% опрошенных. Остальным 53% опрошенных не удалось восстановить свои права.

В последнее время набирает популярность так называемое микрофинансирование — кратковременный заём на небольшую сумму, выданный заемщику без залога и поручительства. 78% опрошенных ни разу не оформляли такие займы, а 10% не понимают, что такое микрофинансовая организация. Среди мужчин 18% опрошенных оформляют такие займы примерно раз в месяц, большинство из них в возрасте 30-40 лет. Среди женщин с такой же частотой оформляют микрозаймы лишь 5 %, половина из которых женщины в возрасте 17-30 лет.

Эксперты сделали вывод, что опыт жителей республики в области оказания финансовых услуг небольшой. Чаще всего при заключении кредитного договора заёмщики полагаются на надёжность банка, возможно, именно с этим связана невнимательность к условиям договора.

 

Информационная поддержка: Роспотребнадзор РМ

ИА «МордовМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.