16+
 

Почему Мордовия обречена на автохлам

22 мая 2019 13:47

«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», — заявил нам с голубого экрана незабвенный Остап Бендер лет этак пятьдесят еще назад. Увы, согласиться с ним до сих пор могут не все. Вернее, не везде: в Мордовии новая машина — непозволительная роскошь для большинства жителей.

«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», — заявил нам с голубого экрана незабвенный Остап Бендер лет этак пятьдесят еще назад. Увы, согласиться с ним до сих пор могут не все. Вернее, не везде: в Мордовии новая машина — непозволительная роскошь для большинства жителей. Согласно исследованию РИА Рейтинг, по доступности покупки авто «из салона» республика занимает 71-е место среди 85 регионов и последнее — среди 14 регионов Приволжского федерального округа.

С учетом крайне низкой средней зарплаты в Мордовии, включение региона в число аутсайдеров не стало сюрпризом. Но чтобы настолько… Как оказалось, семей, у которых есть возможность купить или взять в кредит самый бюджетный автомобиль стоимостью до 500 тысяч рублей, у нас всего 15,7%. Меньше, чем в соседних Пензе и Ульяновске, не говоря уже о Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде. Очередной рейтинг в очередной раз показал удел населения Мордовии: не жить, а выживать.

Лидерами по автомобилизации ожидаемо стали регионы с высокими доходами населения. В топ-5 — все северные территории: Ямало-Ненецкий и Чукотский округа, Магадан, Югра и, конечно же, Москва. В столице новенькую машину с легкостью «потянет» больше половины семей — 54%.

В аутсайдерах также ожидаемо оказались практически все «соседи» Мордовии по уровню зарплат, регионы, признанные самыми бедными в стране. На последних местах — Дагестан, Ингушетия, Чечня, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. Там мечту о новом авто могут воплотить в реальность лишь 6-10% жителей.

Что касается Приволжского федерального округа, самые лучшие показатели по доступности покупки новой машины у Татарстана: 30% и 28-е место рейтинга. Совсем рядышком с ним — Оренбургская и Нижегородская области, Башкортостан. В «хвосте», как мы уже говорили, Мордовия; чуть впереди нас — Чувашия и Марий-Эл.

На самом деле ситуация, наверное, еще более плачевна, чем вырисовывается из рейтинга. Обратимся к методике. За основу его составления эксперты взяли среднюю зарплату в регионе, за минусом прожиточного минимума на каждого члена семьи и налогов. Оставшуюся сумму разделили на две части: собственно, покупка и содержание машины — бензин, страховка, техобслуживание, налог, замена «резины»; и прочие семейные расходы.

Ну а теперь от теории к фактам. Исходные данные: прожиточный минимум в Мордовии — порядка 9 тысяч рублей; средняя зарплата — 27 тысяч рублей; члены семьи — папа, мама, двое детей. Ну а теперь вопрос: когда эта обычная семья сможет позволить себе купить обычную новую «Ладу Приору» за 420-520 тысяч рублей?

Не будем даже иронизировать на тему того, что после вычитания из мордовской средней зарплаты мордовского же прожиточного минимума делить надвое уже просто нечего. А если, например, у семьи есть ипотека? Если в семье есть студент, который учится на платной основе? Или, не дай Бог, кто-то болеет и постоянно требуется лечение? Эти траты не входят в прожиточный минимум, но они необходимы. Так сколько же из этих 15% реально могут позволить себе купить новую машину?

Но, как говорится, мы, мордва, народ не гордый. Не «тянем» новую, возьмем бэушную. Подержанные, а порой очень-очень подержанные авто — самый ходовой товар в бедных регионах. Таких, как Мордовия. Именно в них на дорогах очень много настоящего автохлама. Старые, битые, собранные из запчастей, подремонтированные и подкрашенные машины продаются и покупаются «на ура».

Такое старье на дороге — опасность как для самого владельца, так и для других участников дорожного движения. Не потому ли по аварийности республика вновь находится в «красной зоне»? С начала года количество ДТП на дорогах Мордовии выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 81 авариях только за первый квартал погибло 11 и ранено 130 человек. Ведь в случае даже не самого серьезного ДТП обеспечить защиту жизни и здоровья пассажиров, старая, собранная из кусков машина, конечно, не сможет.

Российские парламентарии уже давно рассматривают инициативу о введение запрета на эксплуатацию транспортных средств с серьезными техническими изменениями. Но многие ли жители нашей республики могут обеспечить безопасность себе и своим детям, пересев на нормальные машины? Будем реалистами — единицы. Много лет подряд Мордовия находится в десятке беднейших регионов России. Средняя зарплата в регионе — 23 тысячи рублей. Обсуждение покупки новенькой машины кажется даже почти кощунственным, когда очевидно, что большинство семей не могут обеспечить себе вещи первой необходимости: одежду, обувь, хорошие продукты, лекарства, отдых на море хотя бы на российском юге, хотя бы раз в три года.

Кстати, разбавим нашу бочку дегтя ложкой меда. Не все, не все в нашей республике бедствуют.

Эксперты выяснили, что целых 3,8% семей в регионе-13 могут позволить себе очень даже приличную новую машину стоимостью порядка 1,2 миллиона рублей. Есть «сливки общества», кому по карману авто премиум-класса за 5 миллионов и выше. Их, правда, в Мордовии всего 0,3%.

Вы к ним не относитесь, друзья?

 

ИА «МордовМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Автор: ИА "МордовМедиа"

Рубрики: Авто

ИА «МордовМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Не забудьте поделитесь с друзьями в соцсетях и месенджерах:

Рубрика:Авто

Заметили ошибку в тексте? Выделите ошибку и нажмите CTRL + ENTER

Похожие статьи

Путешествие с ветерком: маршруты для поездки на электросамокате в Саранске

Катание на электросамокате — динамичное занятие, которое позволяет наслаждаться скоростью и свободой передвижения. Это отличный способ совместить приятное с полезным: провести время на свежем воздухе и изучить новые места.

30 мая 2024 12:20 Мордовия   

НЕСОВХОЗНАЯ БИТВА ЗА УРОЖАЙ, или БОЛЬШАЯ МОРДОВСКАЯ ЖАТВА

На просторах Республики Мордовия полным ходом идёт уборочная кампания. Есть первые оптимистичные результаты. Только с половины засеянных площадей собрано около миллиона тонн зерна нового урожая, сообщает региональный Минсельхозпрод. Средняя урожайность в этом году 41,3% в бункерном весе. Хлеборобы намерены получить результат не меньше чем в прошлом году. Напомним, что 2022 год стал рекордным, тогда удалось собрать 1,763 тысяч тонн зерновых культур.

30 августа 2023 17:31 Сельское хозяйство   

Хотите, чтобы Ваша новость появилась на сайте?

Свяжитесь с нашей службой новостей