С 5 сентября российские автовладельцы заключают договоры ОСАГО по новым правилам. Что изменилось в расчете стоимости полисов, ИА «МордовМедиа» рассказал управляющий Отделением — Национальным банком по Республике Мордовия Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Алексей Колосков.
— Алексей Юрьевич, в чем суть нормативных изменений?
— 24 августа вступили в силу поправки к Закону об ОСАГО по индивидуализации тарифов, а 5 сентября — Указание Банка России, которое позволит страховым компаниям устанавливать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения.
При этом тарифы страховщиков останутся в пределах, определенных Банком России. Тарифный коридор ОСАГО расширяет верхнюю и нижнюю границы для частных легковых автомобилей на 10%. Это именно базовая величина, страховщик самостоятельно корректирует ее индивидуально для каждого автовладельца в зависимости от различных тарифных факторов. Большинство из них напрямую прописаны в законе, например, наличие грубых нарушений правил дорожного движения. Так, страховщики могут назначить максимальный тариф для водителей, на счету которых проезд на красный свет, значительное превышение скорости, выезд на встречную полосу. Но эти нарушения должны быть зафиксированы инспектором ГИБДД. Штрафы, выписанные по фотографиям с камер слежения на дорогах, страховщики во внимание не принимают.
При установлении тарифа страховщики смогут учитывать и другие обстоятельства, по которым страховщик может оценить уровень риска поведения водителей при эксплуатации автомобиля.
Кроме того, страховщики могут учитывать также возраст и пробег автомобиля, наличие телематических устройств.
Важно, что факторы, используемые страховыми компаниями, должны быть основаны на их статистике по количеству аварий и размерам выплат для водителей и автомобилей с разными характеристиками. Использование страховщиками всей доступной информации позволит точнее отражать в цене полиса фактический риск.
— Какие факторы однозначно нельзя учитывать при расчёте стоимости?
— При определении базового тарифа запрещено использовать факторы дискриминационного характера. Это национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание, должностное положение, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, вероисповедание и отношение к религии.
— Получается, изменилась вся система расчёта?
— Сама формула расчёта не изменилась. Базовый тариф, теперь индивидуальный для каждого водителя, умножается на ряд коэффициентов. Это коэффициент мощности, коэффициент возраст-стаж, бонус-малус, а также территориальный коэффициент. Для личных легковых автомобилей территориальный коэффициент для Саранска составляет 1,45; для Рузаевки — 1,18, для остальных населенных пунктов республики — 0,82.
— Как вы считаете, в среднем автогражданка подорожает?
— Банк России не ожидает роста среднего тарифа в результате изменений. Как я уже говорил, цель новаций — дифференцировать тарифы для водителей с разным уровнем риска вождения, чтобы стоимость полиса была справедливой. И опять же, давайте вспомним 2019 год: когда тарифный коридор ОСАГО был расширен на 20%, средняя стоимость полиса в Мордовии снизилась на 4%. Сейчас на страховом рынке есть конкуренция за добросовестных клиентов, поэтому для дисциплинированных водителей цена будет снижаться.
— Где и как водитель может узнать, как именно страховая рассчитывает тариф, какие факторы учитывает?
— Все страховщики обязаны публиковать на своих сайтах полные списки факторов, которые влияют на цену полисов ОСАГО, и калькулятор для расчёта, чтобы водитель мог выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.
Подписка на МордовМедиа в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.
Не забудьте поделитесь с друзьями в соцсетях и месенджерах:
Автор: ИА "МордовМедиа"