Всего через два года в Мордовии появится крупный транзитный газопровод. Через республику пройдет маршрут «Южного коридора» — целой системы газопроводов, охватывающей восемь российских регионов. Участниками мега-проекта также станут Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская, Воронежская, Ростовская области и Краснодарский край. Инфраструктура будет запущена в 2017 году, несмотря ни на что, подчеркивают в «Газпроме». «Все строится по графику. Сроки не менялись», — сообщил на днях журналистам заместитель генерального директора ООО «Газпром трансгаз Краснодар» Сергей Шабля.

Проект «Южный коридор» нацелен на то, чтобы обеспечить дополнительные объемы газа для центральной и южной части страны. В свою очередь, поставки «голубого топлива» по новому газопроводу должны простимулировать развитие важнейших отраслей отечественной экономики. Причем эффект от проекта ожидается двойной. С одной стороны, предприятия трубной промышленности и металлургии получат новые заказы. С другой — появится возможность наращивать энергоемкие производства.

Всего по территории субъектов РФ протянут 2,5 тысячи километров газопровода пропускной способностью 63 млрд в год. Мордовии из них «достанется» 72 километра. Кроме того, на маршруте планируется построить 10 компрессорных станций общей мощностью свыше 1500 МВт.

О запуске проекта в республике газовый холдинг официально объявил в августе уходящего года. «Сейчас мы начинаем строительство Восточного коридора, который пройдет от нижегородских Починок до Анапы. Это более полутора тысяч километров магистральных газопроводов, которые требуется построить и ввести в действие всего за два года», — отметил тогда заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов. По его словам, уже создан специальный штаб, который обеспечит строительство «Южного коридора» строго по графику. В него вошли представители руководства газового холдинга, строительных организаций и региональных властей.

Первый этап создания системы газопроводов — строительство Западного маршрута в Воронежской, Ростовской областях и Краснодарском крае в данный момент находится в высокой степени готовности. Запуск Западного маршрута запланирован на четвертый квартал 2014 года. Затем планируется построить и второй, Восточный маршрут, охватывающий еще пять регионов, в том числе и мордовскую республику.

Землеустроительные и кадастровые работы завершены еще осенью: глава Мордовии Владимир Волков поручил республиканскому правительству проконтролировать, чтобы они были закончены до 30 октября.

При этом глава республики отмечал, что газовая инфраструктура развивается в регионе успешно, прежде всего — за счет скоординированных действий местных властей и газового холдинга. «Благодаря нашим тесным связям республика на протяжении многих лет занимает передовые позиции в стране по уровню газификации, — отмечает Владимир Волков. — В городах этот показатель составляет 98%. На сегодняшний день „голубое топливо“ подведено во все райцентры, практически во все наши населенные пункты. А это значит, что в наших селах созданы прекрасные условия для ведения бизнеса — есть газ, электроэнергия, цифровое телевидение, Интернет, что очень важно для привлечения инвесторов».

Тем не менее, Мордовия остается энергодефицитным регионом. В 2012 году республика произвела примерно 1,7 млрд. квтч. Электроэнергии, а потратила — больше 3,4 млрд. квтч. Собственная генерация постепенно развивается, но чтобы ускорить этот процесс, нужны дополнительные объемы «голубого топлива», на котором работают современные электростанции.

Как любая масштабная стройка, «Южный коридор» увеличит число рабочих мест и налоговые поступления, привлечет новых потенциальных инвесторов, которые тоже придут в республику со своими деньгами. Поэтому с точки зрения республиканских финансов крупный проект оказался очень кстати. «Бюджет Мордовии принимается в непростых экономических условиях. В следующем году доля собственных доходов должна быть увеличена почти на 29%. Для того, чтобы решить эту задачу, необходима полная самоотдача всех уровней власти», — подчеркнул Глава РМ Владимир Волков.

Пока чиновники просчитывают экономические выгоды, на Восточном маршруте развернулись поисковые археологические работы. Аналогичным образом исследовали и Западный маршрут, тогда на участке обнаружились памятные предметы времен Второй мировой войны и древние артефакты. Не исключено, что вскоре строители «Южного коридора» порадуют и мордовских историков.

ИА «МордовМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.