Везде

Досуг

Мой герой

Ведущие: Татьяна Устинова

Описание:

Композитор Евгений Дога - автор симфоний, кантат, струнных квартетов и сюит. Но когда речь заходит о его творениях, все сразу вспоминают вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь" и заводные цыганские мотивы из картины "Табор уходит в небо". О том, как ему удается расслышать музыку, скрытую в стихах, маэстро расскажет в ток-шоу.
- Слава? Я не люблю это слово применительно к себе. Какая слава? Можно сказать - признание.
Согласитесь, странно слышать такое от автора музыки к более чем двумстам кинофильмам. И каким! "Мария, Мирабела", "Лаутары", "Одиноким предоставляется общежитие" - эти популярнейшие ленты известны не в последнюю очередь благодаря звучащим в них мелодиям. Но таков он, Евгений Дмитриевич Дога", - скромность и самоирония у него с детства.
Из программы зрители узнают, что будущий народный артист СССР и автор вальсов, вошедших в топ-200 лучших классических произведений всех времен, начал писать музыку, когда еще и нот не знал.
- У меня была своя система записи музыки, - делится Евгений Дога с ведущей ток-шоу Татьяной Устиновой. - И все, что я придумывал, записывал знаками - получались письмена. Сейчас такая система есть в компьютере. А я это делал на 60 лет раньше, чем появилось само слово "компьютер"! Я мог бы быть богаче, чем Билл Гейтс! (Смеется)
В круг творческих интересов композитора входят произведения многих поэтов, но своим он считает Андрея Дементьева.
- Я стараюсь писать музыку на уровне его стихотворений, - говорит Дога. - В настоящей поэзии есть музыка. Ее не нужно приспосабливать к словам, а нужно "вычитывать" из стихов. "Не оставляйте матерей одних, они от одиночества стареют..." - тут ничего не надо придумывать. Надо лишь превратить слова в звуки! Просто одному это дано, другому нет. Поэтому я не говорю о себе "сочиняю" - я пишу! Я писатель, только музыкальный!
В программе Евгений Дмитриевич расскажет о своем принципиальном подходе - сочинять мелодии только к уже готовым стихотворным произведениям.
- Не понимаю, когда начинают подбирать слова к музыке, - недоумевает он. - К моему "Ласковому зверю", извините, присобачили стихи. Зачем? В вальсе есть универсальность, а слова сужают: люблю - не люблю... Не могу сказать, что это плохо, просто противоречит моим принципам. Так нет же - английская певица теперь поет. Не могу же я ходить с булавой и долбать этих певиц! Должны быть какие-то законы...
О строгости Евгения Доги как педагога среди исполнителей его композиций ходят легенды. Репетировать с ним в полсилы не получится даже у маститых артистов! Но за эти труды воздается сторицей - и самому наставнику, и его подопечным.
- Я очень тщательно отбираю исполнителей, - объясняет гость программы. - Работаю с ними и, если они мне подходят, стараюсь держать их рядом. Вот Мария Биешу - она всегда приезжала выступать на мои концерты. Помню, однажды на мой концерт в Колонном зале дома Союзов в Москве она примчалась с гастролей в Японии! Спешила из аэропорта. Выбежала на сцену вся красная - думал, она лопнет, когда запела!
Что значит слово "дога" на латыни и откуда оно взялось в лесной энциклопедии? Из-за чего юный Евгений и трое его друзей-одноклассников по прибытию в Кишинев сразу попали в милицию? Как композитору работалось с кинорежиссером Эмилем Лотяну и почему настоящие цыгане поначалу настороженно отнеслись к идее использовать авторскую музыку к фильму "Табор уходит в небо"? Что маэстро думает о своих коллегах, в 90-е уехавших на Запад в поисках лучшей жизни? О своем друге и наставнике в программе также расскажут поэт Андрей Дементьев и певица Надежда Чепрага.

Евгений Дога, 2016-2018 год

^