Выставки

Живопись иглой. Церковное золотное шитье XVII – XX вв. в собрании МРОКМ им. И.Д. Воронина

Презентация книги

Живопись иглой. Церковное золотное шитье XVII – XX вв. в собрании МРОКМ им. И.Д. Воронина постер

Начало:

Окончание:

Автор: Д.В. Фролов, научный сотрудник исторического отдела

Ограничение: 12+

Сайт: http://mrkm.ru

Справки по телефону: 8 (8342) 47-22-49

Дата и время публикации:

9 марта 2016 в 15.00 состоится презентация книги Д.В. Фролова «Живопись иглой. Церковное золотное шитье XVII – XX вв. в собрании МРОКМ им. И.Д. Воронина».

Данная книга стала первой в истории Мордовского края, поведавшей об удивительном, древнем, кропотливом искусстве золотного шитья, связанном с историей старинного города Саранска. Многие предметы из простой богослужебной утвари минувших эпох стали уникумами, непревзойденными памятниками своих эпох. В последние годы после продолжительного периода забвения наблюдается возрождение церковного искусства, а вместе с ним и древних традиций русского лицевого, орнаментального и золотного шитья.

К настоящему времени в фондах МРОКМ хранится следующее количество дореволюционных предметов, содержащих золотное шитье: 10 плащаниц, 4 стороны индитии начала XIX в., 35 литургических покровцов, 11 литургических воздухов, 4 фелони с золотным шитьем на оплечье, а также одно оплечье рубежа XVIII – XIX вв., один стихарь, 5 митр, 2 палицы, 3 набедренника, 2 иерейских пояса, подвесная лента, шитый оклад иконы «Скоропослушница» – всего 80 единиц хранения, сбереженных многими поколениями музейных работников.

Рецензент публикуемого издания Елена Юрьевна Катасонова, искусствовед, историк древнерусского шитья, главный редактор журнала «Убрус. Церковное шитье: история и современность» опубликовала такой отзыв о презентуемой книге:

«В убранстве русского храма золотное шитье всегда занимало свое особое место. Так было и в Древней Руси, такую же картину мы видим вплоть до разорения церквей в 20-е годы XX столетия. Покровы престола и жертвенника, аналойники, плащаницы, покровы на мощи, хоругви, литургические воздухи и покровцы, всевозможные пелены и убрусы – вот те ткани, которые постоянно присутствовали в храме и употреблялись в богослужении. Их берегли и веками сохраняли в церковных ризницах, как и богослужебные облачения священства, занимавшие приличную часть монастырских и храмовых описей.

Так исторически сложилось, что наиболее интересным и заслуживающим пристального внимания исследователей русского церковного искусства оказался период ранний, с момента принятия христианства и вплоть до XVII века. Церковное искусство синодального периода привлекало к себе внимание гораздо меньше, за исключением разве что архитектуры. Интерес к поздней русской иконе возник в обществе буквально в последние пару десятилетий, а в области научных исследований и публикаций делаются пока лишь первые шаги. И это при том, что самих поздних памятников сохранилось довольно большое количество (они до сих пор регулярно встречаются на антикварном рынке).

Если говорить об искусстве церковной вышивки, то ситуация представляется еще более сложной. В советские годы по известным причинам изучение церковных предметов было нежелательным, предпочтение отдавалось светской и особенно народной вышивке. Ею занимались, её изучали, издавали и даже пропагандировали. При этом как в больших столичных собраниях, так и в небольших краеведческих музеях провинциальных русских городов хранились и до сих лежат почти неразобранными памятники церковного шитья, поступившие туда после массового закрытия монастырей и церквей по всей России в 1920-30-х годах. Львиную долю изъятых «церковных ценностей», относящихся к текстилю, составляют плащаницы, воздухи, покровцы и облачения XIX—начала XX века, иногда попадаются и предметы, относящиеся к XVIII столетию. Однако этот огромный пласт декоративно-прикладного искусства и ремесла до сих пор остается совершенно неизученным и малоизвестным. Для атрибуции и датировки памятников необходимы архивные исследования (наверняка в монастырской документации можно найти сведения о работе золотошвейных мастерских, а в храмовых документах может содержаться информация о покупке тех или иных предметов, изготовленных монастырскими или частными мастерскими и артелями). Кроме того, большое значение имеет возможность сравнения вещей, находящихся в разных музеях, между собой, и выявление сходных признаков – стилистических, технических, технологических и т. д. Но поскольку на сегодняшний день такие публикации практически отсутствуют, то исследователям и хранителям музейных коллекций не доступны аналоги из других музеев, на которые можно было бы опереться в исследовании своего материала. Возникает своего рода замкнутый круг, и вещи продолжают пребывать в безвестности.

Книга Д. В. Фролова – одна из «первых ласточек» в этой области. Коллекция Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина не слишком велика, но собранные в данном каталоге предметы, безусловно, представляют не только историческую, но и художественную ценность. Будем надеяться, что выход в свет этой книги послужит своеобразным толчком для хранителей позднего церковного текстиля других музеев, и когда-нибудь мы сможем иметь полную, целостную картину развития этого прекрасного вида искусства, и каждый памятник займет в ней своё достойное место».

Другие события

Концерты
Кино
Тролли Бриллиантовая рука Абатуар. Лабиринт страха
Тролли

мультфильм, США, 2016, 94 мин.

Кинотеатр «Мадагаскар»: сегодня, 15:05

 Бриллиантовая рука

СССР, 1968, 94 мин.

Россия: 7 декабря, 16:00

 Абатуар. Лабиринт страха

ужасы, США, 2016, 98 мин.

Кинотеатр «Мадагаскар»: сегодня, 15:15

Детям
^