Наступление основного этапа сдачи ЕГЭ вновь актуализировало внимание региональной общественности к недостаткам единого экзамена и проблемам российского образования в целом.

В центре внимания — попытки руководителей образования решить назревшие объективные проблемы ЕГЭ сугубо техническими способами, не меняя ничего по сути (например, новые бланки больше не привозят в школы в запечатанных конвертах, а распечатывают на месте, помещения для сдачи теста оборудуются видеокамерами и пр.).

Главная тема критики — отсутствие главного заявленного минобром РФ преимущества ЕГЭ — «единого образовательного пространства». Отмечают, что из ключевого элемента преемственности средней и высшей школы ЕГЭ в его нынешнем виде превратился, скорее, в препятствие на пути к вузовскому образованию. Наблюдатели обращают внимание, что за 18 лет эксперимента минобру так и не удалось стабилизировать ситуацию — почти перед каждым сезоном сдачи ЕГЭ под давлением общественности власти вносят в него изменения и дополнения. Последние нередко разорительны для школ — работа учителей, технических специалистов и наблюдателей не оплачивается, за видеотрансляцию Ростелеком берет немалые деньги и пр.

«Оптимизация школ» в регионах (формально в целях экономии бюджетов и во исполнение майских указов Президента 2012 года) привела к заметному повышению учебной нагрузки на оставшихся педагогов, а новые требования минобразования страны по бюрократической отчетности, как сетуют в регионах, не оставляют учителям времени заниматься учебным процессом. Дети вынуждены учиться в две, а то и три смены.

Отсюда — фиксируемое многими общее снижение качества подготовки школьников.

В фокусе критики также недостаточное качество школьной подготовки, вынуждающее родителей тратиться на репетиторов. Например, согласно сервису подбора репетиторов на онлайн — площадке объявлений «Юла», в Москве, один час работы репетитора обойдется в 700 — 800 руб., в Саранске — около 300.

Цитируемые региональными СМИ учителя и методисты отмечают формальность теста, отсутствие в нем оценки логического мышления и творческого потенциала ученика. Современная российская школа, нацеленная на натаскивание учеников перед ЕГЭ, по мнению многих, готовит аккуратных и пунктуальных, но творчески бессильных исполнителей — и в этом смысле никак не соответствует поставленным Президентом масштабным задачам достижения прорыва в развитии страны.

 

Материал: Институт региональных проблем.

ИА «МордовМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.